Новости
Фото: Станислава Новгородцева

Жизнь вместе — это про жизнь от сердца к сердцу

28 сентября в Третьяковской галерее заканчивается выставка Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», одного из основных партнеров премии «Жить вместе» – 2022. В рамках партнерства в этом году в биеннале открылась новая номинация — «Жить вместе». В нее попали работы графических дизайнеров со всего мира: из Азербайджана, Швейцарии, Мексики, Японии, Польши, Ирана, Ирака, Венгрии, Китая, Болгарии. 

О премии «Жить вместе» – 2022 и ее миссии, открытии биеннале «Золотая пчела» и ее 30-летней работе, а также о перспективе выставки новой номинации мы поговорили с Ольгой Калинкиной, куратором номинации от премии «Жить вместе». 

— Что нового и интересного было в третьем сезоне премии Жить вместе? Чем он отличался от предыдущих?

— Новое и удивительное для меня и для всей команды Премии было то, что участников стало еще больше. Вроде бы это логичный процесс: чем дольше дело развивается, тем более оно растет. Особенность Премии в том, что мы ищем в первую очередь не количества, а качества. Мы знаем, что хорошего обычно не много, но в этом году количество заявок и достойных проектов впечатлило. К тому же постепенно мы обросли новыми друзьями и партнерами. Очень символично наше партнерство с «Золотой пчелой». 

— Как родилась идея партнерства с «Золотой пчелой»? Сотрудничество началось только в этом году?

— Да, оно началось только в этом году. «Золотая пчела» — это событие, которое проводится раз два года, поэтому в прошлом году ее технически не могло быть. А два года назад мы еще сами не знали, какой будет премия «Жить вместе». Тогда конкурс проводился впервые. 

Объединение наших с «Золотой пчелой» усилий было очень естественным, тем более с Сергеем Ивановичем Серовым — президентом биеннале и нашим хорошим другом — давно знакомы. 

Сама миссия премии «Жить вместе», даже ее название — прекрасная идея для одной из номинаций биеннале. За 30 лет существования «Золотой пчелы» дизайнерам до сих пор не было предложено поразмышлять на эту тему. Казалось бы, она очень простая, но во всех внешних событиях кажется, что жизнь вместе — это то, что сейчас почти невозможно, исключено. При этом вокруг все люди очень желают сердечности, человечности, объятий, общего труда и общей жизни. Может быть, у меня был так настроен фокус, но мне показалось, что на открытии выставки в Третьяковке стена с плакатами номинации «Жить вместе» была самой популярной для фотографии. 

Плакаты номинации «Жить вместе»


— Почему получилось это партнерство? Как смысл и задачи биеннале сочетаются с миссией Премии? 

— В глубине своей «Золотая пчела» тоже про жизнь вместе. Я наблюдаю за биеннале и была в ней волонтером примерно в 2004-2006 годах, обязательно хожу на выставки. И каждый раз, общаясь с Сергеем Ивановичем Серовым на открытии выставки, я слышу от него: «Ну, все, это последняя». 

Все это держится на труде волонтеров, энтузиастов, прежде всего на вере в это детище самого Сергея Ивановича Серова. Есть большая поддержка от дизайнерского сообщества. Если бы не было хотя бы этой внутренней цеховой жизни вместе дизайнеров с дизайнерами, студентов-дизайнеров, который всегда включаются с удовольствием в оформление и монтаж этих выставок, всей этой многой организаторской, административной работы, то, конечно же, никакая биеннале не могла бы состояться. Поэтому «Золотая пчела» — это тоже про жизнь вместе.

Жить вместе — что в итоге дизайнеры говорят об этом? На плакатах нашей номинации было очень много образов сердца. Опыт нашей Премии показывает — а «Золотая пчела» подтверждает, — что жизнь вместе — это про жизнь от сердца к сердцу. И биеннале своей 30-летней жизнью это тоже здорово доказывает.  

— Как вам кажется, попали ли финалисты в образ жизни вместе, каким его видит Премия? 

— Конечно, в плакатах образ упрощен до знака. Плакат и должен быть таков. Другой вопрос, что сам образ сердца, к сожалению, выхолостился. Было видно, как в работе в этой номинации «заскрипели» мозги участников. Конечно, хотелось бы метафорической глубины, но сейчас все очень просто.

Мне кажется, в «Золотой пчеле» особенно здорово, что она демонстрирует то, что происходит в обществе, и это невероятно ценно. В контексте того, какими мы будем после 2022 года, интересно посмотреть на номинацию «Жить вместе» в следующих биеннале. Может быть, представление о жизни вместе очень поменяется и выйдет на новый уровень. 

Ольга Калинкина и Сергей Серов на открытии выставки в Третьяковской галерее. Фото: Станислава Новгородцева


— В номинации «Жить вместе» были плакаты из разных стран. Чем они отличаются друг от друга? Понятно, что это простой язык, простые формы, но, наверное, в каждом есть что-то особенное. Как вам кажется, какой из них был самым необычным и запоминающимся?

— Мне кажется, что дизайнеры не совсем поняли описание номинации: что такое люди, которые решают разные проблемы вместе, собирают сообщества и т. д. Многие из них реагировали на два слова — жить вместе — и выражали, как они это понимают.

Когда мы с Сергеем Ивановичем номинацию затевали, я говорила: «Сергей Иванович, понимаете, тут может выйти казус». «Жить вместе» каждый человек может понять сильно по-своему. То, что мы получили, было реакцией на эти два слова — и все в основном про «мы». Это зерно идеи Премии дизайнеры уловили очень точно.  

Когда мы собираем заявки на Премию, нам все еще попадаются истории, когда доброе и полезное дело делает один человек, который сам «копает всю грядку» от и до, а в конце он умирает — такой вот сценарий, очень свойственный для России и для нашего дня. На плакатах мы увидели другой сценарий — под разными углами у дизайнеров было сказано именно про «мы». 

Фото: Станислава Новгородцева


Я хотела рассказать про работу одного Питерского дизайнера — Ксении Бурлаковой. Из трех ее работ внутренний отбор прошел только один плакат, но все они обратили на себя внимание среди всего массива. Для себя я их пометила как плакаты серии «Про русскую боль». Они заинтересовали меня, и я решила ее спросить про историю их создания. Все эти плакаты про инклюзию, милосердие, помощь и принятие близкого, но другого, не такого, как ты. 

У меня есть большая радость от того, что мы получили результат визуального исследования темы жизни вместе. Но если бы сказали, что один из плакатов нам нужно сделать визитной карточкой Премии, я бы не смогла сделать выбор.

Плакат Ксении Бурлаковой


***

Свою работу дизайнер Ксения прокомментировала так:

Если честно, когда я прочитала название номинации, оно меня очень зацепило. Для меня это очень сложный вопрос. Жить вместе с престарелыми родителями, с сестрой, с мужем… И у меня был набросок, который я сделала когда ездила в Москву. Набросок я сделала в парке Горького. Это была парочка, которая превратилась в какое-то четвероногое существо на скамейке.

И когда я попробовала в картику вписать текст, мне захотелось выразить этот переход, от радужного, полного надежд состояния, когда люди знакомятся, открывают мир друг друга и тем, что начинается потом. Когда вдруг теряется контакт и понять друг друга становится совершенно невозможно.

Так что тема реально задела, и я очень рада, что прошла в финал. «Золотая пчела» — это фестиваль, участием в котором я очень горжусь.

*** 
— Что бы вы пожелали «Золотой пчеле» на 30-летие?

— Я желаю «Золотой пчеле» не останавливаться и продолжать делать свое дело. Хоть Сергей Иванович Серов все время говорит, что это «никому не надо и это в последний раз», парадокс «Пчелы» в том, что чем взрослее она становится, тем более молодой становится ее энергия. Когда я была на открытии, то вспомнила это ощущение и сказала Сергею Ивановичу: «Знаете, что никогда не изменится в “Пчеле”? Это ее энергия. Всех людей, которые приходят, которым это интересно».

Среди них много молодых дизайнеров, для которых «Золотая пчела» — прекрасная возможность войти в профессиональное сообщество, заявить о себе, создать плакат. А если он еще и пройдет в финал, это дорогого стоит.  

— Могли бы вы коротко анонсировать, что будет с выставкой дальше? Куда она поедет?

— Биеннале «Золотая пчела» будет открыта Третьяковской галерее до … Когда она завершится, номинация «Жить вместе» станет самостоятельной выставкой. Мы собираемся показать ее в разных городах России. В планах: Орёл, Череповец, Тверь и др. Перечень большой и ещё уточняется. Мы бы очень хотели провести повторный конкурс в номинации «Жить вместе» через пару лет. 

Выставки мы хотим связать с открытием конкурса премии «Жить вместе» – 2023, которая, надеемся, состоится, и началом приема заявок в декабре этого года. У нас есть идея приглашать на открытие финалистов всех сезонов, чтобы они могли рассказать о Премии и зарядить энергией ее потенциальных участников.

Если в каком-нибудь городе будет желание показать эти плакаты и найдется человек, который возьмётся за организацию, то все возможно. Нужно только связаться с организаторами премии «Жить вместе»: info@premiavmeste.ru. 

Фото: Станислава Новгородцева