Новости

Увидеть человека, а не только его проблему

2 апреля социальных координаторов в стране стало на 10 больше. Именно столько студентов курса Свято-Филаретовского института «Социальная работа в системе долговременного ухода», который поддерживает фонд «Жить вместе», защитили свои выпускные работы. Об основных этапах обучения, подготовке к защите и ее итогах рассказала Марина Анатольевна Наумова — руководитель Отделения социальной работы СФИ.

— Как слушатели готовились к защите?

В течение полутора лет обучения слушатели проходили практику в организациях, с которыми мы сотрудничаем и где применяется подход «работа со случаем». Эта практика состояла из нескольких этапов:

– ознакомительного — слушатели выбирали то направление, в котором они хотят работать: с пожилыми людьми; с людьми, нуждающимся в паллиативной помощи; с людьми с ментальными нарушениями;
– волонтерской деятельности — слушатели пробовали себя в качестве добровольных помощников;
– работы в качестве социальных координаторов — слушатели брали случай, диагностировали проблемы, составляли план помощи и работали с ним, то есть осуществляли реальную помощь конкретному человеку.

По результатам такой «работы со случаем» студенты защищали итоговую работу, которая включала в себя несколько компонентов: нужно было описать конкретный случай, осуществить предварительную диагностику, составить план помощи, реализовать этот план, а затем провести анализ (что удалось; что не удалось; какие проблемы).

Во многих работах практика осуществлялась под руководством куратора. Большая радость, что для некоторых наших слушателей кураторами стали выпускники нашей программы прежних лет.

— Как прошла защита? Было ли видно, как слушателям помогло обучение на программе?

Поскольку вступительным экзаменом на нашу программу является описание кейса,  итоговая работа тоже включает в себя описание, но также диагностику и план помощи. Если сравнить эти работы одного слушателя, то и ему самому, и всем вокруг становится очевидно, какой путь был пройден во время обучения, какие профессиональные навыки и в описании случая, и в составлении плана помощи и его реализации приобретены. Это видно и из текста, и из самой презентации. Студенты действительно приобрели квалификацию социального координатора: это отмечали даже те из них, кто в социально-помогающей сфере долго трудился еще до обучения. Наши партнеры, которые присутствовали на защите — сотрудники благотворительных фондов «Старость в радость» и «Жизненный путь», Центра паллиативной помощи и Центра лечебной педагогики — тоже высоко оценили работы выпускников.

У меня на защите было очень сильное впечатление, что наши слушатели буквально спускаются в ад жизни своих подопечных, которые зачастую находятся не просто в крайне тяжелых обстоятельствах (по состоянию здоровья, материальному положению), но и в ситуации брошенности и одиночества. Они часто на всех обижены, не знают своих прав и мест, куда обратиться за разного рода помощью. То, что с ними кто-то начинает общаться, бескорыстно им помогать, помогает преодолеть полное отчаяние и недоверие другим, начать верить в людей, доверять нашему обществу, общаться, верить в свое будущее, в свои силы.

Важно отметить, что у нас слушатели обретают не только профессиональные навыки, но и еще одну необходимую составляющую профессии — сострадание, эмпатию. Многие выпускники говорили, что у них изменился взгляд на подопечных: раньше они смотрели на них как на объекты помощи, а сейчас они увидели в них людей, у которых есть своя история, сложный опыт, какие-то особенности и сильные стороны,  способности и человеческое достоинство. Это то, на что важно опираться, помогая человеку, потому что оно связано с верой в него, в то, что его жизнь может стать другой.

Материал сообщества Социальный координатор