Новости

Хочу домой: почему люди оказываются на улице и кто помогает им в трудных обстоятельствах

В России насчитывается 2 130 000 бездомных людей. К такой цифре в конце прошлого года пришло исследование независимой компании Validata на основании данных об их смертности, проведенное по заказу благотворительной организации «Ночлежка». Только в Москве живут 238 000 бездомных людей, среди них — большое количество пожилых, с хроническими заболеваниями.

По статистике «Ночлежки», самая частая причина бездомности не алкоголизм и асоциальный образ жизни, а переезд в другой город в поисках работы. Так на улице оказалась пожилая подопечная Татьяны Романько, выпускницы курса Свято-Филаретовского института «Социальная работа в системе долговременного ухода», специалиста по социальной работе в «Ночлежке». Как благодаря работе социального координатора пожилому человеку удалось обрести не только дом, но и новую жизнь? Узнайте из истории Татьяны Романько, её итоговой выпускной работы в СФИ.

Татьяна Романько

В поисках ночлега

Елена Сергеевна* на улице с 2019 года. В 1990-х, как многие в то время, она приехала в Москву на заработки. Жила в незарегистрированном браке, а после смерти мужа его родственники выселили пожилую женщину из квартиры «в чем была». При себе — старый советский паспорт, который вскоре потерялся, и трудовая книжка.

Что делать? Пошла на вокзал. Там другие бездомные подсказали, что ночевать можно в Центре социальной адаптации имени Лизы Глинки. В центре Елена Сергеевна узнала о другом приюте — «Две жизни». Во время ковида жила там, но вскоре вернулась обратно в Центр. Однажды она пришла за гуманитарной помощью в «Ночлежку», где работает Татьяна Романько.

— Мы предложили ей заняться документами, чтобы оформить пенсию, и подумать о дальнейшей жизни, — говорит Татьяна.

Бездомность — не приговор, особенно если рядом соцкоординатор

Тут-то началась «работа со случаем» — специальный подход, которому учат в СФИ на курсе по подготовке социальных координаторов. Человек может сколько угодно переходить из центра в центр, из приюта в приют, но жизнь его, по существу, останется прежней, а надежда на изменения с каждым днем будет все меньше. Социальный координатор помогает «размотать» клубок проблем, который не дает прорваться к нормальной жизни. В случае Елены Сергеевны отсутствие места жительства — это только верхушка айсберга.

На приеме выявились несколько основных проблем:

  • отсутствие у Елены Сергеевны документов, удостоверяющих личность
  • отсутствие официального источника доходов
  • проблемы со здоровьем: повышенное давление, больная нога и психологические трудности из-за долгой жизни в условиях улицы
  • отсутствие места жительства

Бездомность — не приговор. Но надолго ли пожилому человеку хватит сил бороться? В ситуациях, похожих на случай Елены Сергеевны, активнее всего люди ищут помощи в первые два года. Дальше — потеря сил, мотивации и смерть. Средний стаж бездомности у женщин — около 8 лет, а в пожилом возрасте, с учетом состояния здоровья, и того меньше.

Елена Сергеевна очень хотела уйти с улицы. Ещё до обращения у нее была работа консьержем графиком 3/3 и пакет документов, собранный центром «Дом друзей».

Дорога домой

Оказалось, что богатый опыт «Ночлежки» — старейшей организации, которая помогает бездомным, — можно дополнить ценным опытом социального координаторства. В рамках «работы со случаем» Татьяна составила для Елены Сергеевны индивидуальный план помощи:

Сначала разобрались с документами. Не без испытаний, но все же удалось получить паспорт, а затем ИНН, снилс и медицинский полис.

Прикрепились к поликлинике. Благодаря восстановленным документам Елена Сергеевна прошла диспансеризацию и посетила терапевта. Она начала правильно — по схеме — принимать таблетки, которые назначил врач.

Долгожданная пенсия. Да, выход на пенсию у Елены Сергеевны затянулся. Наконец, в августе прошлого года ей назначили пенсию по возрасту. У нее никогда не было регистрации, и региональные надбавки ей не положены, поэтому сумма скромная — 10500 рублей. Зато стабильно выплачиваемая, что в данном случае было гораздо важнее.

Где жить? Самый сложный вопрос, к ответу на который постепенно вел план помощи. Татьяна подбирала разные варианты:

  • Пусть Елена Сергеевна продолжает работать и живет в хостеле? Нет, работать долго она не сможет в силу возраста.
  • Может быть, отправить ее к коллегам в Петербург? Там как раз открылся новый приют для пожилых, можно было бы через какое-то время встать на очередь в интернат.
  • А что если устроить сопровождаемое проживание с кем-то, кто уже не может жить один?..

Однокурсница по учебной программе в СФИ как раз искала помощницу для семьи своих знакомых, а точнее — для Анны Викторовны, 89-летней незрячей бабушки. Елена Сергеевна познакомилась с семьей Анны Викторовны и с ней самой, осталась довольна, но поначалу сомневалась в себе и не решалась переехать. Вскоре все-таки позвонила семье Анны Викторовны и сказала, что готова.

— Елена Сергеевна остается на моем сопровождении. Пока идет испытательный срок и процесс адаптации к совместной жизни с Анной Викторовной, мы регулярно созваниваемся. Сейчас все складывается хорошо, но если вдруг что-то изменится и она вернется в приют, мы будем вместе искать другой вариант, — говорит Татьяна.

— Хочется, чтобы всем, кому не повезло стать бездомными, повезло бы получить такой подход, помощь и поддержку, — оценила проделанную Татьяной работу Елизавета Олескина, основательница и директор фонда «Старость в радость».

И мы надеемся, что сейчас в любой организации, где появляются социальные координаторы, такая помощь будет становиться доступнее для разных групп нуждающихся. К счастью, их становится все больше — CФИ каждый год готовит и выпускает профессионалов, владеющих особыми инструментами и подходами к работе, а главное — особым взглядом на человека.

Поделитесь этой историей с друзьями!
Когда вы делитесь, то помогаете узнавать о новой профессии тем, кто:

  • хочет научиться помогать;
  • уже работает в социальной сфере и хочет повысить свою квалификацию — по-новому взглянуть на оказание помощи;
  • руководит социально помогающей некоммерческой, благотворительной, некоммерческой организацией и хочет системно менять подходы помощи.

До 30 июня продолжается приёмная кампания на программу «Социальная работа в системе долговременного ухода», подробности на сайте СФИ.

* Имена героев истории изменены в соответствии с требованием Закона о персональных данных