Как изменилась жизнь семьи с появлением социального координатора? Об этом на защите дипломных работ курса «Социальная работа в системе долговременного ухода» рассказала выпускница Екатерина Елисеева, руководитель Патронажной службы Тольятти.
Алена Сидоренко — 19-летняя мама двух несовершеннолетних детей. Она никогда не работала, с трудом окончила школу и все время находилась на попечении бабушки. Бывший муж Алены остался на Украине, помощи ждать неоткуда. В общем, как оказалось, отсутствие ванны и туалета — далеко не единственная проблема семьи.
Более тесное общение позволило социальному координатору составить комплексный план помощи, состоящий из трех блоков:
1. Материальная помощь.
Как только социальный координатор Екатерина озвучила проблему в соцсетях патронажной службы, сразу же появились спонсоры, которые направили средства на закупку строительных материалов. Часть строительных материалов была куплена на деньги спонсоров, часть — на средства, выделенные территориальным управлением соцзащиты.
У семьи не было ни холодильника, ни плиты, поэтому Патронажная служба Тольятти включила ее в акцию «Горячая тарелка»: у службы заключены договоры с кафе и ресторанами. У них остаются бизнес-ланчи, которые сотрудники службы упаковывают и развозят нуждающимся. Примерно месяц, пока не был найден спонсор, который передал в дар холодильник, семья питалась по этой благотворительной акции.
2. Привлечение государственных учреждений, которые могут помочь семье: территориальное управление социальной защиты, органы опеки.
Социальный координатор — не просто волонтер и не только социальный работник. Он умеет правильно оценить ресурсы семьи и понять, что можно сделать и кого можно привлечь к решению проблем, чтобы помощь была всесторонней. Так, через патронажную службу удалось подключить к помощи семье государственные органы, которые со своей стороны:
– помогли в оформлении детских пособий;
– проинформировали по оформлению социального контракта и материальной помощи в трудной жизненной ситуации на ремонт ванной комнаты и туалета для несовершеннолетних детей.
3. Помощь с трудоустройством.
Одно из правил социального координатора — не делать все за человека, а делать вместе с ним и искать внутренние ресурсы. В процессе общения социальный координатор Екатерина выяснила, что Алена, несмотря на все социальные трудности, хочет получить серьезный профессиональный навык и трудоустроиться. А Патронажная служба Тольятти как раз запустила проект — швейно-ремонтная мастерская для женщин, где обучают необходимым навыкам и самопрезентации в социальных сетях. 15 июня Алена начнёт проходить обучение швейно-ремонтному делу.
Часто материальные трудности — только поверхность проблемы. Семья может нуждаться в помощи разного рода, но не знать, как ее получить. Социальный координатор смотрит на жизнь подопечного в целом и составляет комплексный план действий: организует оказание услуг, помогает получить социальные гарантии, привлекает необходимых специалистов и согласовать их усилия; помогает найти внутренние ресурсы клиента и проходит вместе с ним маршрут помощи.
Вы сотрудник или волонтер в благотворительной организации? В ваши обязанности входит помощь пожилым, тяжелобольным и людям с ментальными нарушениями? Или вы только рассматриваете работу в социальной сфере и интересуетесь вопросами социальной работы в России?
С 1 по 18 августа в Свято-Филаретовском институте (СФИ) — первом и пока единственном учебном заведении в России, где готовят социальных координаторов — пройдет приемная кампания. В это время можно подать документы на зачисление и с 22 по 27 августа пройти вступительные испытания. Обучение длится полтора года — оно доступно как в очном, так и в дистанционном формате, для студентов из регионов. Подробнее о программе «Социальная работа в системе долговременного ухода» читайте на сайте СФИ.
* имена героев истории изменены