Новости

Прогулка в детство с социальным координатором: история подопечной нашего фонда на сайте «Душевной Москвы»

Татьяна Борисовна — подопечная программы «Маршрут помощи». Она прожила долгую жизнь и долгое одиночество. Теперь в её жизни есть социальный координатор Ирина, которая взяла на себя решение проблем, а Татьяне Борисовне оставила бесценное время для спокойной жизни, чашки чая по вечерам и прогулок туда, где всё лучшее только начинается...  Полную историю читайте на сайте «Душевной Москвы».

Программа сопровождения пожилых людей силами социальных координаторов — направление работы благотворительного фонда «Жить вместе», которое активно развивается. С открытием горячей линии «Маршрут помощи» появилась возможность принимать звонки от нуждающихся в совете и комплексной поддержке пожилых людей. Как социальный координатор помогает пожилому человеку сделать мечты реальностью, а бытовые проблемы — решаемыми?

Говорят, вернуться в детство нельзя. Особенно, когда тебе 92 года, здоровье уже не то, и даже собственные ноги всё чаще тебя подводят. Дежурный поход в ближайший магазин у москвички Татьяны Борисовны занимает 3 с половиной часа. А в районную поликлинику к терапевту и вовсе самостоятельно не добраться.

И всё же именно с Татьяной Борисовной случилось почти невозможное... В то утро социальный координатор Ирина предложила ей совершить прогулку через пол-Москвы — в Большой Толмачёвский переулок. Они оделись потеплее и решительно отправились в прошлое, где Татьяна Борисовна снова стала просто Танечкой — девочкой с упрямыми косичками и насмешливым взглядом из-под выжженных летним солнцем ресниц.

Здесь и вправду почти ничего не изменилось. Вот Третьяковская галерея, вот храм Святителя Николая, на ступеньках которого, кажется, до сих пор сидят Танины подружки и играют в стёклышки. Или это ей только видится сквозь пелену подступивших слёз?

Перед прогулкой она давала себе слово не плакать. Но эмоции оказались сильнее слов, когда воспоминания, словно кадры киноплёнки, сами крутятся в обратную сторону.

Татьяна Борисовна родилась в Москворечье, на заре советской эпохи. Казалось, всё вокруг расцветало и радовалось переменам. Мама девочки работала на Втором часовом заводе, а папа был каменщиком — «одевал в гранит Москва-реку». Семья ютилась в подвале дома № 18 — в молодой стране на всех жилплощади не хватало, но и те несколько метров своего детства Татьяна Борисовна называет «лучшими и родными».

Татьяна Борисовна вглядывается сквозь хлопья снега во двор своего детства и переносится в лучшее лето своей жизни, когда мама сшила новую куклу.

— Эта кукла на весь двор ходила, — с гордостью вспоминает Татьяна Борисовна. — Всем девочкам я давала эту куклу подержать. А кукла была — головка, как небольшая картошина, туловище длинное, руки с ногами ещё длинней... Как мама сумела, так и сшила эту куклу. Платьице на куколке было, платочек, волосики из мочалки. Мама потеребит мочалку, расчешет и клеила на голову. И головку сама тоже рисовала — глазки, ротик. Так, что получалась настоящая кукла. Это было счастье великое, когда мама мастерила новую куклу.

Танина мама вообще постоянно что-то шила и перешивала. В семье, где росли пятеро детей, то и дело требовались обновки и заплатки. И все вечера мама просиживала с иголкой в руках — кроила пояса для чулочков дочкам, штанишки младшему брату, платьица и маечки.

А вот в этом крошечном домике у стен Третьяковки на старой дворницкой маленькая Таня вместе с другими дворовыми детьми встречала новогодний праздник! Бывшую дворницкую сегодня занимает магазин сувениров. Новые владельцы места давным-давно всё переделали, но запах мандариновой кожуры не выветрился... Продавцы сувениров оказались очень хорошими людьми и выслушали детские истории Татьяны Борисовны, не перебивая. Вот только удивлялись очень!

Но Татьяне Борисовне некогда задерживаться с новыми знакомыми. Нужно ещё навестить старую школу, где замечательная Тамара Константиновна учила девочку читать по букварю и выводить чернильные буквы.

22 июня 1941 года мимо родной школы Таня вместе с подружкой «бежали пешочком» в Парк Горького. Был день. И было солнце. И впереди было целое лето, а за ним — долгая счастливая жизнь...

— Смотрим, у каждого репродуктора собрались люди, — рассказывает Татьяна Борисовна. — И мы приостановились. А по рупору, рупоры такие черные были, Левитан читал о том, что началась война. Мы бегом домой! Там уже взрослые собрались во дворе, сверху, снизу, из подвала все выползли... У кого-то уже окна открыты были. Слушали рупор внимательно. Молча. Вот так началась война.

На смену куклам и французским булочкам по 7 копеек пришли ящики с песком и бочки с водой. Взрослые, которых не забрали на фронт, спешно готовились к бомбёжкам. Каждый день на родной Толмачёвский переулок фашисты сбрасывали зажигательные бомбы — только успевай тушить! Те, кто постарше — дежурили на крыше, младшие — во дворе.
Сейчас Толмачёвский переулок утопает в уличных огнях, но стоит только Татьяне Борисовне закрыть глаза, как она снова видит оцепеневшую в полном мраке Москву 41 года. На окнах кресты и глухие одеяла. А где-то на краю горизонта встаёт зарево подступающих к столице боёв...

В 14 лет Таню взяли на завод. И сразу на ответственную работу — проверять штампованные гильзы, чтобы ни единой трещинки нигде не было. Изо дня в день девочка сидела, сгорбившись, в холодном цеху под настольной лампочкой и смотрела, смотрела, смотрела... Ведь эти крошечные гильзы приближали большую Победу! Разве можно здесь ошибиться? Зарабатывала Таня обед (ложка разваренной картошки и котлета) и немного денег. Этого хватило, чтобы выжить и дождаться главного салюта на Красной Площади.
— В День Победы мы все прибежали на Красную Площадь, сколько было радости — не передать! — у Татьяны Борисовны и теперь дрожит голос от воспоминаний, — все плакали, все!

На улице уже сумерки, и Татьяне Борисовне пора возвращаться в свою квартиру в далёкий спальный район. Туда, где она совсем одна. Когда-то у неё был муж, был сын, был дом, полный гостей. Теперь из близких людей никого не осталось. И такое одиночество вокруг, что никому не высказать. Жизнь прошла, а обнять тебя некому…

В подобную отчаянную минуту, несколько лет назад, Татьяна Борисовна совершила ошибку с документами на собственную квартиру, о чём теперь очень жалеет. Добросердечная соседка, видя, как переживает пожилая женщина, нашла телефон волонтерской организации и попросила совета. Волонтеры откликнулись, но быстро поняли — Татьяне Борисовне нужно больше, чем разовая консультация волонтера-юриста. В её жизни столько трудностей, связанных с возрастом и одиночеством, что здесь нужен особый помощник — социальный координатор.

Так в жизни Татьяны Борисовны появилась Ирина. Студентка Свято-Филаретовского института сейчас учится по программе «Социальная работа в системе долговременного ухода», которая готовит социальных координаторов. Социальный координатор — он ведь совсем не волонтер, но и не социальный работник. Он скорее организатор удобной и понятной жизни для своего подопечного, в которой в нужный момент появляются действительно нужные специалисты, готовые решить конкретную проблему.

Программа сопровождения пожилых людей силами социальных координаторов — новое направление работы благотворительного фонда «Жить вместе». Оно растет и расширяется: горячая линия «Маршрут помощи» теперь дает возможность многим одиноким пожилым людям получить на склоне лет необходимую поддержку, сохраняя достоинство и независимость.

— История с квартирой, конечно, подорвала мою подопечную, — признаётся социальный координатор Ирина. — Она стала достаточно осторожна. И для меня дорого, что она впустила меня в свою жизнь. До сих пор у Татьяны Борисовны не было даже социального работника. Она вообще опасается чужих людей в своём доме, но у меня получилось найти с ней взаимопонимание. Сначала я просто приезжала поговорить, потом мы начали выходить на прогулки, теперь я планирую организовать силами волонтеров регулярную уборку в квартире Татьяны Борисовны. Кроме того, мне удалось убедить её пройти полноценное обследование в Центре геронтологии, заняться своим здоровьем — и обследование уже началось!

Конечно, социальный координатор не сможет быть рядом со своим подопечным всегда, как близкий человек или сиделка. Но, тем не менее, свои отношения с Татьяной Борисовной Ирина называет «чем-то вроде долгосрочной дружбы», в которой главное — «это душевное и даже духовное доверие, потому что на этом доверии многое выстраивается, многое становится понятным».

В вашей семье есть пожилые близкие, но нет сил и ресурсов оказать им комплексную поддержку? Или в помощи нуждаются ваши пожилые соседи? Обратитесь на горячую линию «Маршрут помощи» по телефону: 8 (800) 550-32-48. Или пишите на почту: social@zhitvmeste.ru.