Новости

Фея-крёстная для 7-летней Вики: как социальный координатор защитил право ребёнка на счастливую жизнь

Для наркозависимых людей рождение ребенка — сильная мотивация, чтобы прекратить употребление наркотиков. Вот и Вика* была для своих родителей надеждой на изменение жизни. Некоторое время они держались, заботились о девочке, следили за ее самочувствием, но, к сожалению, справиться с зависимостью так и не смогли. Летом 2021 года, когда Вике было 7 лет, её отец умер. Осенью, по звонку соседки, квартиру навестили органы опеки.

Кругом шприцы. В холодильнике пусто. На полу грязный матрас — спальное место Вики. Маму девочки госпитализировали в инфекционную больницу, в которой она умерла через пару месяцев, поступив повторно. Вика оказалась сначала в детской больнице, а потом — в Центре семьи. Что изменилось в жизни девочки? Есть ли у нее шанс на полноценную и счастливую жизнь? Узнайте из истории Елены Захаровой, выпускницы курса Свято-Филаретовского института «Социальная работа в системе долговременного ухода», психолога Центра семьи в Санкт-Петербурге.

Хочу жить как обычный ребёнок

Вика выглядела младше своего возраста. Худенькая, в одежде не по размеру, с волосами разной длины — она стригла себя сама. Все свободное время девочка была предоставлена сама себе. Не ходила ни в садик, ни в школу, ни в кружки, а её контакты с другими детьми были случайными. Неравнодушная соседка иногда брала Вику к себе, подкармливала её, но всё равно каждый раз девочка возвращалась домой в уже привычную обстановку.
Нередко Вика была свидетелем и иногда, по просьбе отца, участником процесса распространения запрещенных веществ. Гибкая психика ребёнка подстраивалась под все тяготы жизни. Елена сразу обратила внимание на одарённость Вики: рассудительность, общительность, склонность к рефлексии.

— Я долго боролась с желанием взять Вику под опеку, — говорит Елена. — Но чтобы помочь, важно было оставаться профессионалом. Приходилось контролировать свои реакции и чувства, неизбежные в работе с ребёнком, переживающим горе.

При первой встрече с Еленой Вика много и охотно рассказывала о себе. Сложные — взрослые — обороты в её речи сочетались с нарушениями звукопроизношения, отсутствием каких-то совсем простых представлений о мире и пробелами в социально-бытовых навыках. Она была не приучена к гигиеническим процедурам, а обычной пище предпочитала хлеб, макароны и сладости. Со слов Вики, когда дома нечего было кушать, она делала печенье из муки и воды. Мечтой девочки была просто нормальная жизнь.

— Хочу вернуться к маме и папе, и чтобы дома было все хорошо, и чтобы у меня были праздники — дни рождения, новый год, — и чтобы была ёлка и торт, а ещё хочу завести друзей, — говорила она.

Ёлка, друзья и торт

Начать новую жизнь в семье можно было только пройдя непростой путь: от приобретения простых бытовых навыков до нормализации психологического состояния. В рамках специального подхода «работа со случаем» Елена подготовила для Вики индивидуальный план помощи и прошла все его шаги вместе с ней:

• Первая помощь. Доступ к большинству внешних ресурсов у Вики появился только с момента поступления в Центр семьи. Здесь девочку обеспечили одеждой, обувью, школьными принадлежностями. Удалось подключить детскую поликлинику для прохождения комплексного медицинского обследования, в том числе посетить фтизиатра — родители девочки болели туберкулёзом.

• Работа с окружением. Впервые Вика смогла регулярно общаться со сверстниками — начала ходить в школу, посещать кружки в Центре. Вокруг девочки появились дружелюбные и внимательные взрослые: школьная учительница; психолог, логопед и воспитатель Центра.

• Кризисная интервенция. Один из самых трудных шагов — сообщить о смерти родителей. Потребовалась интенсивная психологическая работа с Викой: её чувствами, переживанием утраты. Елена сопроводила девочку в крематорий на захоронение урны.

• Поиск родных. У матери Вики было 2 сестры: одна — давно живёт за границей, вторая — тётя Валя — когда-то жила с семьёй девочки, но съехала и оборвала отношения. Общение с тётей Валей получилось восстановить. Она стала регулярно навещать Вику и материально её поддерживать.

• Дальнейшее жизнеустройство. Тётя Валя — инвалид второй группы, очень плохо ходит. Она не смогла взять Вику в свою семью. Елена обращалась в фонды, активизировала личные связи — свои и коллег. Спустя месяц пребывания в Центре Вику пришлось перевести в детский дом. А всего через неделю к Елене обратилась супружеская пара с готовностью взять ребёнка в семью. Тут пришлось столкнуться с системными трудностями:

— По сути, те инстанции, которые призваны содействовать семейному воспитанию, на деле препятствовали ему. Между кровной семьёй и опекунами девочка сменила три учреждения, что дополнительно травмировало её. — говорит Елена.

Уже 10 месяцев Вика живёт в семье. Всё это время Елена поддерживает связь с её опекунами, обсуждает дальнейшие возможности помощи, психологическое консультирование. А что же Вика? Она справилась с личной трагедией и довольно быстро адаптировалась в новых условиях. Сейчас она успешно учится в гимназии, занимается танцами. А главное — исполнилась её мечта: и ёлка, и торт, и друзья, — всё состоялось.
— Елена — пример психолога, прямого терапевта, который взял на себя функции социального координатора, реально занялся жизнью ребенка и адвокацией его прав. Она защитила право девочки на жизнь в семье и показала системные проблемы — этим и занимается социальная работа, — подытожила Ольга Шалковская, старший преподаватель СФИ, ведущая курса «Модель работы со случаем в социальной работе».

Такой «адвокат» в сфере социальной помощи нужен не только детям, но и многим другим людям, нуждающимся в помощи. Теперь социальных координаторов становится всё больше — каждый год СФИ готовит и выпускает профессионалов, владеющих особыми инструментами и подходами к работе, а главное — особым взглядом на человека.

Поделитесь этой историей с друзьями!

Когда вы делитесь, то помогаете узнавать о новой профессии тем, кто:

  • хочет научиться помогать;
  • уже работает в социальной сфере и хочет повысить свою квалификацию — по-новому взглянуть на оказание помощи;
  • руководит социально помогающей, благотворительной, некоммерческой организацией и хочет системно менять подходы помощи.

До 18 августа продлится приёмная кампания на программу «Социальная работа в системе долговременного ухода», подробности на сайте СФИ.

* Имя героини изменено в соответствии с требованиями Закона о персональных данных