Новости

Как помогает социальный координатор: история одного случая

Александру Николаевичу 54 года. Он работал дальнобойщиком и для своей семьи был «человеком-праздником»: привез деньги, купил всем подарки и снова уехал в рейс. Два года назад все изменилось — Александр перенес инсульт. В результате — поражение левой стороны тела: рука и нога потеряли чувствительность. Из-за инсульта развился сахарный диабет, и Александр полностью ослеп. Теперь он всегда дома, и ему тяжело перемещаться даже на своей кровати.

К счастью, Александр не одинок — по крайней мере на первый взгляд. Он живет вместе с мамой, женой и сыном. Мама все время находится дома и ухаживает за ним, но в силу возраста ей бывает тяжело выполнить все его требования. В ответ на это Александр срывается на нее, сильно ругается и злится. Жена Александра много работает, чтобы содержать семью, и в свои выходные тоже ухаживает за мужем. На всего его «я хочу» и «ты должна» она реагирует очень спокойно, предлагая довольствоваться тем, что есть. Сын Александра обычно даже не заходит к нему в комнату.

Казалось бы, рядом есть близкие, необходимый уход, помощь. К тому же 4 раза в неделю к семье домой приходит социальный работник. Даже такой помощи иногда бывает достаточно, ведь не все проблемы и потребности человека (например, потребность в общении) находятся на поверхности. Социальный координатор — специалист по работе со случаем с целостным взглядом — обязательно заметит, каких ресурсов не хватает семье и как можно улучшить качество жизни нуждающегося в помощи человека и вместе с тем его близких.

Алена Данилова, выпускница курса «Социальная работа в системе долговременного ухода» по подготовке социальных координаторов, руководитель патронажной службы волгоградского отделения «Каритас», на защите дипломных работ рассказала, как и в чем удалось помочь Александру и его семье.

Основной задачей стало расширение возможностей самообслуживания и организация жизненного пространства.

По объявлению для Александра нашлась функциональная кровать. Он стал самостоятельно садиться, с поддержкой вставать и делать пару шагов. Кроме того, удалось научить его питаться самостоятельно: теперь Александр может делать это в своем темпе, ни от кого не зависеть.

После запроса Алены в общество слепых Александру передали говорящие часы и тифлокомментатор для прослушивания аудиокниг. Благодаря часам Александр сам ориентируется во времени. Научить его пользоваться тифлокомментатором получилось, хоть это было непросто — Александр полностью слепой, у него действует всего одна рука, поэтому, пока он что-то нащупывал, случайно сбивал все настройки.

Обучение человека самостоятельно и независимо выполнять простые действия по уходу за собой — не попытка социального координатора снять с себя «лишние» обязанности. Это шаг к сохранению когнитивных способностей человека. Особенно, когда у него, как у Александра, есть хорошие внутренние ресурсы: сильный дух, хорошая память и чувство юмора. «Умная» помощь, которую оказывает социальный координатор, ориентирована на представления о качестве жизни и достоинства человека. Сохранение самостоятельности и независимости, насколько это возможно в каждом случае — здесь один из важнейших принципов.

Другая задача плана помощи — восполнение дефицита общения.

Хотя у Александра есть родственники, отношения с семьей сложились не очень близкие и доверительные. Оказалось, что корнями эта проблема уходит в его прошлое: образ жизни, особенности характера и рабочего графика. Для помощи Александру — восполнения недостатка общения — Алена смогла привлечь волонтеров-студентов. Теперь они периодически приходят к нему в гости: общаются, отгадывают на слух сканворды. Александр увлекается музыкой, поэтому они ищут и слушают что-то вместе с волонтерами.

Реальные нужды человека — это не только набор физиологических потребностей. Рядом с ним могут быть и родственники, готовые помогать, и социальный работник. Конечно, это позволит удовлетворить первичные потребности, но вряд такая помощь будет достаточной. У близких может не хватать физических и эмоциональных сил, а спектр услуг социального работника сильно ограничен. Появляется новая задача — поиск дополнительных ресурсов. Социальный координатор может посмотреть на жизнь подопечного в целом, с разных сторон и восполнить то, чего не хватает, в каждом конкретном случае.



Хотели бы вы узнать больше о том, кто такой социальный координатор, чем он отличается от социального работника, в чем особенности его специальности? Приглашаем вас на День открытых дверей программы Свято-Филаретовского института «Социальная работа в системе долговременного ухода» 27 июня. Информация о времени, месте и возможностях участия будет объявлена дополнительно.

Благотворительный фонд «Жить вместе» поддерживает образовательную программу по подготовке социальных координаторов и занимается популяризацией этой профессии. Свято-Филаретовский институт — первое и пока единственное учебное заведение в России, где готовят социальных координаторов для помощи пожилым, тяжелобольным и взрослым с ментальными нарушениями. Сделайте пожертвование, чтобы количество социальных координаторов увеличивалось и как можно больше людей могло обратиться за качественной системной помощью. Пожертвовать.

Реальные имена героев изменены.