Большая часть тех, кто в такой помощи нуждается, ее не получает. По крайней мере, в том объеме, в котором она необходима. Можно возразить: есть же соцработники, а у кого-то, возможно, даже родственники, неравнодушные соседи, искренне желающие помочь. Но проблема в том, что соцработник помогает в решении только тех вопросов, которые предусмотрены регламентом их работы. А соседи и родственники, какими бы отзывчивыми они ни были, в большинстве своем просто не знают, как помогать, в каких вопросах помощь действительно нужна и как ее организовать. Помощь должна быть индивидуализированной (исходить из потребностей конкретного человека), комплексной и профессиональной. И теперь в России есть те, кто такую помощь может оказывать и уже успешно оказывает, – это социальные координаторы.
О том, чем социальный координатор отличается от соцработника, какими качествами он должен обладать, где можно получить эту профессию, кто и почему ее выбирает, рассказывают Марина Наумова, руководитель отделения социальной работы, руководитель образовательной программы «Социальная работа в системе долговременного ухода» Свято-Филаретовского института и Анна Савик, руководитель социальных программ благотворительного фонда «Жить вместе».
Когда в России появилась такая профессия – социальный координатор? Кто обычно ее выбирает?
Анна Савик: Профессия социального координатора появилась в России относительно недавно, но, как оказалось, очень вовремя. Она не просто востребована, она еще и популярна. Всего за несколько лет социальные координаторы появились в нескольких регионах нашей страны, и их количество растет. В эту профессию приходят неравнодушные люди – сотрудники благотворительных фондов, социальных служб, волонтеры с опытом.
Марина Наумова: Это люди, которые уже решили для себя, что хотят помогать, или они работают в социальной сфере. И обучение по профессии социального координатора для них – логичное продолжение выбранного пути, возможность научиться помогать комплексно, более эффективно и в разных сферах.
Чем занимается социальный координатор?
Анна Савик: Суть этой профессии раскрывается в реальных примерах из жизни. Есть пожилая пара, мужчина – лежачий больной с онкологией, который нуждается в круглосуточном уходе. Этот уход ему обеспечивала только жена. Бесплатные услуги соцработника для этой пары не предусматривались. Несмотря на то, что практически все средства уходили на лечение, семья официально не считается малоимущей: пенсия и у мужа, и у жены не самая маленькая.
Фактически муж с женой остались одни: семью никто не поддерживал, никто не оказывал ей компетентную и действительно необходимую помощь. Пара, как и многие одиноко проживающие пенсионеры, люди с инвалидностью, попала в категорию так называемых «невидимых» – тех, кто в силу ряда причин оказался вне поля зрения государства и законодательства.
Как смог помочь этой семье социальный координатор? В первую очередь, он поставил ее на учет в выездную паллиативную службу – теперь медицинские работники несколько раз в неделю навещают пару, помогают женщине ухаживать за лежачим супругом. Затем социальный координатор добился предоставления семье социального помощника все от той же паллиативной службы – он помогает поддерживать в доме порядок, а для масштабной уборки привлекаются волонтеры от организации-партнера. При необходимости социальный координатор сможет найти гуманитарную продуктовую помощь, средства гигиены для этой семьи, обратившись в НКО. В настоящее время семье помогает большое количество людей и в совершенно разных вопросах, но организовал и устроил все это один человек – социальный координатор.
Еще один пример – помощь социального координатора одинокой пожилой женщине. В отличие от семейной пары, этой женщине поначалу требовалось лишь вызвать такси. Познакомившись с подопечной и ее жизнью поближе, координатор увидел, что ей требуется и другая помощь. Так, выяснилось, что пожилой женщине нужен другой матрас для сна – она жаловалась на боль в спине по утрам. Также ей был необходим подбор специального медицинского белья, помощь в снятии показаний приборов учета электричества, воды и газа – для уменьшения коммунальных платежей, сопровождение на прием к врачу и оформление квоты на замену кардиостимулятора. Эту помощь теперь ей оказывает социальный координатор, не забывая и о других ее потребностях: он общается с пожилой одинокой женщиной, оказывает внимание, а оно ей необходимо едва ли не больше, чем помощь с показаниями счетчиков и лечением. Получается, что и здесь речь идет о комплексной помощи, и охватывает она не только медицинские и бытовые, но и человеческие проблемы.
Чем социальный координатор отличается от социального работника?
Анна Савик: В целом, то, чем занимаются социальные координаторы, логично называть «умной помощью» – с учетом ее комплексности, стратегии. Эта помощь направлена на поиск оптимальных решений в ситуации отдельно взятого человека, на привлечение конкретных ресурсов – государственных, волонтерских, медицинских: в зависимости от того, что необходимо.
Социальный координатор может оценить условия, в которых живет подопечный, и понять, какая именно помощь ему необходима, какие есть потребности и какие вопросы нужно решить. Исходя из этого он будет выстраивать полноценный маршрут получения такой помощи – привлекать людей, причем, как родственников и соседей, так и профессионалов и волонтеров, обращаться в компетентные организации, искать дополнительные ресурсы.
Социальный координатор должен уметь разбираться и в бюрократических тонкостях, и в законах, и в людях. Одна из его основных задач – видеть и понимать не только проблемы, но и самого человека. Ведь реальные нужды подопечных имеют отношение не только к тому, что мы называем физиологическими потребностями.
Какая основная идея программы и как в Свято-Филаретовском институте пришли к тому, чтобы открыть обучение по данной специальности?
Марина Наумова: Ни один человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, не должен оставаться один на один со своей бедой, «невидимым» для государства, общества, окружающих его людей. Если есть люди, нуждающиеся в помощи, значит, должны быть те, кто может им помочь, используя для этого и собственные знания, и современные инструменты, методики.