В РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы»
В РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», подготовленная фондом «Жить вместе» при участии Информационно-правового портала «Закон. Ру». Событие состоялось 2 декабря — в день 160-летия утверждения императором Александром II новых российских судебных законов — Судебных уставов 1864 г.
На открытии выступили Алексей Андреевич Наумов, президент фонда «Жить вместе» и руководитель программы «Русский университет», Станислав Владимирович Тимофеев, декан юридического факультета, Галина Ивановна Зверева, декан факультета культурологии. Представил выставку Александр Николаевич Верещагин — исследователь истории права России, доктор права, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук и главный редактор журнала «Закон».
Что изменили Судебные уставы 1864 года? И почему сегодня важна тема русского права? Спросили у Алексея Наумова:
— Во-первых, русская правовая судебная реформа прошла очень хорошо. По свидетельству историков, в России был один из худших судов, а стал — одним из лучших в мире: судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность.
Во-вторых, её провели не просто 1-2 выдающихся, экстраординарных человека. Это был целый слой деятелей — судей, адвокатов, прокуроров, — которые разработали и качественно воплотили изменения.
В-третьих, конечно, в основу преобразования лёг опыт лучших европейских судов — французского, итальянского, других… Он попал на русскую почву и обрёл национальную специфику. Например, в итальянских судах было написано «Перед законом все равны». В нашем суде на фронтоне было написано «Правда и милость да царствуют в судах». Этот акцент на правде и милости — наша особенность. Часто про русских говорят, что это народ — правовой нигилист, пренебрегающий законом, но ищущий правды. С одной стороны, это действительно так, с другой — судебная реформа выросла очень органично из образованного слоя, с неё началось движение в сторону утверждения достоинства и прав человека в России. Поэтому на этот пласт русского наследия стоит обратить особое внимание.